Среда
12.12.2018
04:05
Форма входа
Архив записей
Статьи по психологии [7]
Статьи, написанные мной по психологической и сходной тематике.
Боевые искусства [6]
Я изучаю боевые искусства, системы самообороны и саморазвития. Здесь будут выкладываться мои статьи по данной теме.
Статьи друзей [2]
Статьи по различным темам, написанные моими коллегами и друзьями.
Категории раздела

Психологическая консультация

Каталог статей

Главная » Статьи » Боевые искусства

Киай. Инструмент и принцип.

Киай

 

Думая об этом мире,
Я с горечью вздыхаю,
Но затем я продолжаю сражаться,
Направляемый вздымающимися облаками света.
И достигаю своего Дня Стремительной Победы!

Уэсиба Морихеи.

 

Аннотация.

Работа, которую Вы сейчас читаете, посвящена интересному феномену, широко известному в сфере боевых искусств под названием «Киай». В статье рассматривается сам феномен, некоторые принципы, смыслы и варианты его использования в боевых искусствах в принципе и в Айкидо в частности.

Данная статья не является учебным материалом, равно как и собранием методических наработок. Напротив, в ней я старался удерживаться от практических советов и рекомендаций, оставляя их тем учителям и безумцам, которые считают себя в праве их давать. Цель этой статьи, в первую очередь, суммировать в некую относительно четкую кучку те обрывки знаний и опыта, которые я успел насобирать. А это означает, что написана она, в общем-то, не для читателя, а для себя. Хотя возможно, мои размышления окажутся интересными и полезными не только мне и, что я считаю наиболее важным смыслом любой статьи, не откроют истину ищущему, но поддержат его в поиске или просто заставят задуматься.

Статья написана в свободном стиле, не избежала орфографических ошибок и, являясь по сути, «мыслями вслух» автора, имеет в себе много «воды» -  поэтому я настойчиво рекомендую жаждущему сухого информативного материала прекратить расходовать свое время и не читать дальше.

В статье возможно неожиданное появление нелитературных выражений. Уверяю, что они приведены исключительно для передачи необходимого настроения, однако воинствующим эстетам я все же еще раз рекомендую прекратить ознакомление с данной статьей.

Статья не содержит ни одного «научного факта», то есть некоего феномена, доказанного экспериментально и описанного в научной литературе – весь материал основан исключительно на разнообразном материале, собранном и осмысленном мною из всевозможных источников на протяжении обучения боевым искусствам. Там, где это было возможно, я проставил ссылки на источник, чтобы кроме моих пространных рассуждений, интересующийся имел возможность ознакомиться с другими авторами и изучить тему более широко.

 

 

Чего вы орёте, как белый медведь в тёплую погоду?

Остап Бендер.

 

 

 

 

Итак, разговор идет о Киай. Для начала необходимо определиться с тем, что понимать под этим словом.

Если подобный вопрос будет задан человеку, не особо информированному в сфере древних восточный боевых искусств, он, скорее всего, переспросит. Если же он хоть немного осведомлен и, к примеру, смотрел фильмы великих от Кун-Фу, он, скорее всего, скажет, что это громкий крик. Собственно это вполне исчерпывающий ответ. Во всяком случае он отражает суть. Однако что скрывается за этим самым криком? Такое определение Киай поможет мне поставить много вопросов, ответы на которые будут хаотично всплывать в процессе изложения.

А на какие же именно вопросы здесь можно искать ответы? Ну, например, зачем, собственно, надо кричать? Ведь с детства нам только и твердили «тише!», «не шуми!», «чего орешь!». Может оно вовсе и не надо кричать? Или другой вопрос – зачем же кричать, занимаясь боевым искусством (или рукопашным боем; или спортом) [1] ? Ну ладно каратисты – но айкдидистам-то, наверное, вообще нет смысла кричать? Да и как надо кричать, чтоб не сорвать себе горло? В какой момент? Как громко? Какой во всем этом смысл?!

Для начала стоит рассмотреть мнения и изречения людей, великих и не очень, высказывавшихся о том, что есть Киай. Вот, какая информация предлагается в словаре японских терминов: «"полнота Ки". На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик, порождённый из глубины существа (хара); на духовном плане - это проявление, как постоянное истечение жизненной энергии. Киай О-Сэнсэя был слышен на полмили вокруг» [2] .

Или вот такое описание из другого источника: «…Дыхательные техники (кокю-хо, известные как пранаяма в Йоге) направлены больше к очищению внутренних органов. Глубокие вдохи наполняют тело очищающей ки, а сильные выдохи удаляют и физические, и ментальные токсины. Киай упоминался…как мощный взрыв энергии, но он также может использоваться как техника очищения. В Айкидо есть техника, известная как хаппо-гири или "рубящий удар на восемь сторон". Каждый удар - который может быть выполнен настоящим мечом, деревянным мечом или рукой-мечом - сопровождается взрывным киаем, исходящим из глубины вас. Все, что является источником гнева, расстройства или напряжения - все, что сдерживает вас - должно быть неистово исторгнуто с громким криком. (Довольно похоже на сцены, обычные для средневековой западной живописи: дьявол, вылетающий изо рта замученной души во время изгнания нечистой силы…» [3] .

Еще пример: «1) искусство сосредоточения духовных и физических усилий, ”Встреча” энергий Ки. Финальный, завершающий, решающий удар. 2) особое состояние человека, сверхконцентрация физических и психических сил» [4] .

Подведя итог, можно утверждать, что Киай содержит несколько взаимосвязанных компонентов, некоторые из которых вытекают друг из друга и могут по-разному пониматься в зависимости от воззрений практикующих. Так Киай физически выражается как громкий пронзительный крик. В энергетической концепции это мощный выплеск энергии во вне. И, говоря о психическом контексте, можно условно призвать Киай еще и к выражению некоторой эмоции. Далее уже идет смешение парадигм – например Киай может вполне являться способом снятия напряжения, притом как физического, так и психического. Если учесть, что напряжение, как правило, сопровождается насыщенными эмоциями (не всегда отрицательными), а так же напряжение можно охарактеризовать как накопление и сжатие энергии, то можно смело утверждать, что все связано и функционирует взаимозависимо.

Однако, такая путаница и узловатость в понимании Киай никак не поможет понять его смысл, функции и возможное применение в практике боевых искусств. Для прояснения этого понимания стоит обратиться к истории. Само появление искусства Киай датировать невозможно. Однако утверждать, что оно было всегда тоже не правомерно. В статье Анастасии Кальчевой из цикла «Боевые искусства Японии» [5] справедливо утверждается, что «Происхождение искусства киай как правило связывается с образом человека, столкнувшегося со смертельной опасностью. А крик является одной из первых реакций на опасные явления и может быть просто непроизвольным. И даже такой непроизвольный крик иногда в состоянии заставить опасного врага оставить свои намерения и убраться подобру-поздорову – хотя бы потому, что на помощь жертве в случае подачи звукового сигнала вполне могла подоспеть помощь. Такая естественная защита вполне могла дать начало искусству киай». Крик действительно одна из возможных «биологических» или непроизвольных реакций организма. Он встречается повсеместно и, естественно, не только у человека. Достаточно посмотреть, а вернее послушать передачу «В мире животных», чтобы насладиться разнообразием подобных «Киай» «братьев наших меньших». Древние культуры, представителями которых сегодня являются, например люди племени Маори, до сих пор сохранили искусство Киай практически в первозданном виде – их выкрики приобрели культурную форму и выражение в танцах и ритуалах и эти вокализации часто достаточно точно повторяют звуки леса – крики животных, различного рода шумы. Многим из них придается магический смысл.

Наличие у человека такого психического феномена, как сознание, потребовало от него осмысления всех видов его деятельности. Стремление к росту и развитию способствовало разработке и совершенствованию всех возможных навыков, необходимых для выживания. Навык громкого крика не явился исключением. Мы можем встретить боевые кличи повсеместно – я не знаком ни с одной древней культурой, где бы они не встречались. Крик настолько естественен, особенно в эмоционально насыщенной ситуации, что практически любой аффект им сопровождается.

Выше, в определении термина мы говорили о концентрации разума и выплеске энергии. Теперь мы можем перейти к обсуждению функций Киай. В ситуации смертельной опасности, напряжение достигает своего максимума. Страх начинает сковывать, мышцы напрягаются и не дают нормально двигаться. В голову лезут ужасные мысли о собственной смерти. Возможно это картинки, сменяющиеся как фотографии из перелистываемого альбома. Они разных цветов, и чем дальше, тем темнее они, тем реальнее ощущение собственной конечности, бренности, пустоты пространства. Сердце бьется настолько сильно, что заглушает все остальные звуки вокруг. Бежать! Ноги начинают дрожать от напряжения, но что-то сдерживает порыв к бегству. И тут команда. «Вперед»! Кто ее дал – не важно. Возможно, это был командир, а может это в голове что-то перемкнуло. И в этот момент все напряжение, весь страх, вся дрожь объединяется в одном едином порыве. В одном пронзительном крике, который, словно порыв ветра, сметает из головы все навязчивые мысли. Их больше не остается. Перед глазами есть только цель, все окружающее пространство преображается, вытягивается, замедляется. В голове остается только установка – ни страха, ни боли, ни мыслей о грядущем – только действие и порыв.

Вышеприведенное описание содержит в себе много пунктов, которые связывают две, казалось бы, столь различные области знания, как боевые искусства и телесно ориентированная психотерапия. Вильгельм Райх [6] , ее основоположник, утверждал наличие у современного человека «мышечного панциря», формирующегося как следствие защитной реакции организма на требования, предъявляемые индивиду социумом. Так, к примеру, на постоянное давление начальства подчиненный может отреагировать излишне напряженными плечами (или наоборот, сутуло-расслабленными)  - ведь на них ему все время кладут непосильную ношу, которую он, в силу субординации, не в силах сбросить. Или же ребенку с детства запрещалось выражать публично свое мнение – мал еще, не позорься. Потребность выразить свое мнение все время сдерживалась, ребенку пришлось «наступить на горло собственной песне». Напряжение и желание сказать не давало ему «дышать полной грудью». Страх сказать преобразовался в боязнь говорить. В итоге взрослый говорит еле слышным шепотом, сдавленно смеется и страдает астматическими приступами. Когда вечером у подъезда к его и без того настрадавшейся шее приставили нож и потребовали отдать деньги, он даже не смог сказать о том, что действительно забыл кошелек на работе. Он не мог кричать – из его горла вырывался только сдавленный хрип.

Здесь можно наблюдать некоторую разницу в поведении, скажем берсерка или самурая, столкнувшегося со смертью на поле боя и того самого несчастного, имеющего шейный и грудной мышечный зажим и неспособного не только защитить себя, но и хотя бы что-то сказать. Вообще крик в нашем современном обществе не поощряется. Нас итак столько много, что мы живем друг у друга на голове и уж точно не можем выйти на балкон и как следует прокричаться, сняв этим напряжение, накопленное за рабочую неделю. Ну хотя бы потому, что сосед слева скажет, что я - крикун - сумасшедший. Сосед сверху высунется и накричит на меня – мол, он тока покемарить прилег, а я такой-сякой его разбудил своим воплем. А жена дворника Дядявани вообще вызовет либо милицию либо сразу скорою – мол, этот шизофреник из третьего подъезда совсем умом сдвинулся. Но что интересно – на моего соседа сверху, обложившего меня, мой баритон и всю мою семью вплоть до третьего колена – на него-то никто не станет ругаться и тем более не скажет, что он двинулся рассудком. А все потому, что его крик вызван ситуацией, имеет вполне понятную и принимаемую социумом причину и, что я хочу сейчас особо подчеркнуть, он целенаправлен.  Соседу не нужно делать практически никаких волевых усилий для того, чтоб объяснить мне, что я не прав, выходя на балкон и во все горло крича «Хаааааа!». Конечно, с точки зрения мышечного панциря и горловых зажимов, можно предположить, что его зажим на горле если и не отсутствует, то во всяком случае не мешает ему нормально существовать – для него крикнуть на кого-то – не проблема. Здесь встает другой вопрос – а сможет ли этот самый сосед вместо того, чтоб кричать на меня (особенно со второго этажа, зная, что я до него все равно сразу не доберусь), крикнуть просто так? Вот просто взять и громко, во все горло – даже не так – во всю грудь, просто издать «клич»? Не простонать наподобие современных попсовых певичек, а выдать свободный, зычный крик от самой диафрагмы –«Хаааа!». Практика телесной психотерапии показывает, что очень не многие горожане на сегодняшний день способны к подобной спонтанной вокализации. Заставить их крикнуть может только аффект, притом ситуация должна быть социально обусловлена. Например, накричать на босса нельзя, а вот на продавца в ларьке – запросто, особенно если он имел неосторожность сказать что-то некорректное или оказался кавказцом. Или крикнуть на здорового бугая, плюющего на пол в электричке нельзя (ну то есть, конечно можно, но…), а вот на своего маленького сынишку, который разлил на штаны сок – легко.

Я не ставлю цель объяснить и разобрать природу крика и мышечных зажимов в концепции телесной психотерапии – я не являюсь для этого достаточно компетентным – но все же, ссылки на эту концепцию помогут прояснить вопрос о смысле Киай в боевых искусствах. Как применяется Киай, например, в Айкидо Ивама Рю:  «В Ивама, во время практики Тайдзюцу и Буки-ваза, часто используется Киай и это ещё одно существенное различие между Современными стилями Айкидо и Традиционным Айкидо. Так же если вы внимательно посмотрите видео с О'Сэнсэем, вы увидите, что даже на не озвученных 8-мм пленках видно как О`Сэнсэй применяет Киай. Киай не только освобождает положительную энергию, но также и помогает регулировать дыхание и совместить его с движениями ритма боя. Сначала для новичка очень сложно выполнить Киай, но с практикой приходит уверенность в себе и своей технике и тогда настоящий неискусственный Киай может "родится”. "Атэми" также преподается с самого начала обучения техник кихон. Техники не могут быть переданы верно без правильного Атэми, цель которого рассеивать концентрацию укэ, но не травмировать его» [7] . Здесь я нахожу подтверждение своей идее о необходимой направленности Киай в противовес той вокализации, которая как правило используется в телесной психотерапии и является просто направленной вовне – безусловно, полезный для снятия мышечных зажимов, спонтанный выкрик в пространство.

 Однако Киай явно чем-то отличается  и от неологизмов моего соседа сверху, несмотря на то, что они направлены и имеют очевидную цель. Здесь следует упомянуть о школах Киай-дзютсу, в которых явно не учились ни телесные психотерапевты ни мой уважаемый сосед. «Киай-дзюцу относится к малоизвестным техникам, которыми в истории реально владели лишь единицы среди мастеров боевых искусств. Несомненно, что боевое применение крика известно во многих странах, однако только в Японии оно выделилось в отдельную дисциплину под названием «техника киай». Метод киай-дзюцу состоит в том, чтобы с помощью звука уметь контролировать как собственное ментальное и физическое состояние, так и состояние противника, причем техника киай не ограничивается только боевым применением, а служит также прекрасным методом укрепления здоровья, снятия стресса и усталости, достижения высших состояний сознания и даже развития «шестого чувства». Видимо, нет ни одной школы единоборств, где бы во время тренировок не использовались крики при проведении ударов и других приемов. Однако крик рассматривается при этом не как самостоятельное средство поражения противника, а в основном как способ, позволяющий повысить скорость ударов и добиться более полного выброса силы. На втором месте стоит усиление своего психоэмоционального потенциала и лишь затем следует фактор морального подавления противника (который в условиях реальной схватки играет решающую роль). Следует заметить, что правильный киай — это не просто крик, который может быть как коротким, так и долгим, а особое психофизическое состояние. Необходимо добиться того, чтобы звук шел как бы изнутри, а не рождался в области голосовых связок, что требует особого внимания при тренировках. Нетренированному человеку сделать это очень сложно, однако считается, что даже простой сильный крик существенно активизирует циркуляцию «ки» в организме. По этой причине в Сёриндзи-кэмпо учителя постоянно требуют от учеников выполнения всех приемов с громкими криками «яа-а» и «йо-о» и по звуку определяют степень усердия учеников на тренировке и уровень их подготовки. В Японии считают, что киай-дзюцу вышло из аскетической практики горных отшельников сюгэндо» [8] .

 В приведенном отрывке статьи А. Горбылева можно увидеть параллели с вышеописанными теориями (кроме того, что умельцы Киай – сюгендо - явно не тренировались на своем балконе) – прослеживается связь между использованием Киай, как метода снятия напряжения (телесных зажимов); как проявления спонтанности (или даже шестого чувства); и как собственно искусства преобладания и контроля над противником. Еще в этой статье указывается тот момент, который поможет мне перейти к основной идее моей статьи – Горбылевым указывается Киай как способ. Я же позволю себе переформулировать и перейти в немного другое измерение, в котором назову две категории Киай, о которых и буду говорть ниже. Это Киай как инструмент и Киай как принцип.

см. часть 2

Категория: Боевые искусства | Добавил: макс (15.03.2010)
Просмотров: 1523 | Теги: Айкидо, восточные единоборства, Самооборона, Крик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0