Среда
12.12.2018
03:12
Форма входа
Архив записей
Статьи по психологии [7]
Статьи, написанные мной по психологической и сходной тематике.
Боевые искусства [6]
Я изучаю боевые искусства, системы самообороны и саморазвития. Здесь будут выкладываться мои статьи по данной теме.
Статьи друзей [2]
Статьи по различным темам, написанные моими коллегами и друзьями.
Категории раздела

Психологическая консультация

Каталог статей

Главная » Статьи » Боевые искусства

Киай. Инструмент и принцип. Часть 2

Говоря об искусстве Киай, как о неком инструменте, мы можем говорить о техниках, о произнесении звука, его форме. Так же здесь можно говорить о тех ситуациях и тех технических действиях, при которых Киай возможен и полезен. Например, на ум тут же приходит всем известный Киай в школах Каратэ, как правило, издаваемый при ударе и добивании. Но и здесь не все очевидно. Дело в том, что в принципе, Киай возможен как в конечной фазе удара – в момент контакта с объектом, так и как самостоятельное атакующее явление. О последнем достаточно полно написано в статье Горбылева – там он приводит даже обозначения высоты в децибелах, способных чуть ли не парализовать противника. Мне, как человеку не являющемуся мастером искусства Киай, интереснее в данном случае скорее практический опыт применения, чем теория и физический расчет, однако тем, кто желает добиться в своем Киай медитативно – просветлительного эффекта, ввести соперника в глубокий сомнамбулизм с параличами или достичь своим голосом эффекта «коричневого шума» - тем людям наверно стоит отдельно изучать формулировки правильного «Ом» и говорить именно «Кия» вместо, скажем, «Хей» или «О». Я же склонен рассматривать Киай в данном случае, говоря об инструменте, именно как вспомогательный элемент достижения поставленной цели, поэтому глубоко убежден, что формулировка Киай абсолютно индивидуальна и не имеет никакого значения, из каких гласных букв состоит выкрик. Однако он, бесспорно, должен быть достаточно резким и громким, чтобы принести желаемый эффект и идти из глубин хара (за счет сжатия диафрагмы пресса). И здесь я встречаю его третий вариант – третий вариант применения Киай, как инструмента. Я уже говорил о том, что он может заканчивать атакующее действие и может в принципе являться самостоятельным элементом атаки. Теперь же говорю о Киай, как о вокализованном выдохе. В чем же разница между всеми приведенными вариантами – ведь, так или иначе, Киай всегда есть выдох? Дело в том, что в случае рассмотрения Киай как продолжительного выдоха мы имеем возможность сочетать в нем предыдущие два варианта и получить истинный боевой клич. Так когда же кричать Киай? Да когда угодно! Можно тихо подойти к врагу и одним сокрушительным ударом, с коротким Киай, нейтрализовать угрозу, исходящую от него. Можно ждать его атаки и, в момент замаха, издать резкий, продолжительный Киай, который заставит атакующего как минимум ослабить удар, так как выведет его из состояния концентрации, а может и вовсе остановит атаку. Но можно и по-другому – предвидя атаку, боец сам бросается вперед, издавая нарастающий Киай. И здесь он будет подобен волне, с шумом накатывающейся на берег – ее рев нарастает, а в тот момент, когда она бьет в берег, хлопок напоминает выстрел. Это концентрация энергии. Это Киай, как инструмент.

Теперь о Киай, как о принципе. Говоря об этом, я хочу упомянуть некоторую внутреннюю работу исполнителя Киай. В то же время, не имея достаточного словарного запаса, я не хочу искать его в эзотерических учениях, так как их объяснения не кажутся мне достаточными и тем более такие объяснения можно встретить повсеместно. Порой мне даже кажется, что современные мастера, говорящие о том, что ученику сейчас надо освободить свою Ки и направить ее по седьмой чакре в правую сферическую форму нижнего тандема, просто не владеют достаточными познаниями в анатомии и биомеханике и, в погоне за пафосом и уважением учеников, изворачиваются как только могут, чтобы объяснить вещи, совершенно не требующие задействовать столь неуловимые материи, как энергия Ки. Согласен – ее можно почувствовать – но стоит ли тогда заставлять ученика «гонять» ее строго по определенному маршруту и именно тому меридиану, а не другому? Какова цель? Нужно добиться результата при выполнении техники или же нужно обязательно прочувствовать левую малую чакру и во что бы то ни стало, ее открыть? Я не говорю, что не стоит уделять внимание эзотерическим энергетическим учениям – они пронизывают все японские боевые искусства – я говорю о постановке целей и задач и об адекватной внутренней работе, не переходящей грань безумия и не становящейся вещью в себе.

Это длинное отвлечение от темы я позволил себе для того, чтоб получить самому у себя оправдание тому, что ниже я практически не буду пытаться что-либо объяснить и разобрать, а скорее буду говорить о феномене в практике и о теории. В одной своей статье я уже упоминал о роли психологической установки сообразно цели. Поэтому здесь я не стану вдаваться в подробности и скажу, что Киай способен стать тем рычагом, той кнопкой, которую он же и нажимает для запуска установки. Что я имею ввиду. Предположим диалог уже состоялся и, стоящий передо мной, высокий сутулый молодой человек в «кэпке» и тяжелых ботинках не по погоде, явно не намерен отступать. Я думаю, что, наверно, с левой-то я его не свалю – надо встать поудобнее, может в стойку…а может убежать, пока не поздно. И вроде я и тренировался, «закладывал установку»…И вроде бы и хочется ему вмазать, но как-то стремно…установка что-то не работает…и вро… Ой. Оказывается я уже валяюсь в свежем газоне без зуба и телефона. Какая жаль. Что ж это я? Очевидно, моя активная установка была подавлена напором гопника и не «сработала» или не запустилась. Обладая достаточно высоким уровнем техники и силы, в принципе можно было просто свалить с хука данного индивида и не заморачиваться ни на каком Киай. И действительно – вспоминая о том, что самураи использовали Киай в случае приближения смерти, можно сказать, что в данной ситуации о ней речи не шло...что можно бы и сразу было ему отдать мобильник…и деньги…Стоп! Может ему бля сразу и челюсть отдать всю, чтоб зуб не выносил?!  Твою мать! Позвонить тебе?! На пиво тебе?! Охренел, упырь?! И тут Киай. Пронзительный крик. Содержание – да что угодно – Бляяя! Ушибууу! Нааа!. Киааа! Никакой разницы – в данном случае меня не заботит форма – я не нейро-лингвистический программист и не гипнотизер. Но я знаю, что прав и я знаю, что могу. А больше я ничего не знаю – крик очистил сознание, норадреналин заблокировал рецепторы а кулак сам полетел в цель, долго и упорно нарабатывавшуюся на тренировках. Киай сработал как самостоятельный элемент установки, запускающий ее в полном объеме на фоне аффекта.

Я не раз сталкивался с проявлениями Киай. Они были совершенно различными но их объединяло одно – сила, уверенность и направленность. Я не говорю сейчас о «молчаливом Киай», проявляющемся во взгляде, от которого бросает в дрожь – здесь все слито вместе в единый принцип. Принцип очищения и концентрации. Каковы пределы? Не знаю. Однако все мы наслышаны о великих мастерах древности, Киай которых заставлял десятки вражеских солдат в страхе отшатнуться, роняя мечи. Необычайную внутреннюю концентрацию я наблюдал на показательном выступлении А.Н.Кочергина, ножом проводившего себе по плечу. Киай его был направлен даже не на нож – на процесс – у него была цель. Сила и воля отразились в полной концентрации и, вероятно, как-то изменили работу тела. Я не берусь комментировать эту видеозапись, так как не присутствовал при съемке – я привожу ее в пример потому, что она отражает суть принципа Киай, который проявляется далеко не только как формальный крик в конце удара. Киай как принцип есть самоотречение, опустошение. Это уже не готовность к бою – это сама его суть. Вспомним великолепную серию фильмов «Самурай» - там часто удар Миямото Мусаси наносил всего один. Вместе с мощным Киай. Его противник падал замертво тут же, еще не успев понять, что с ним случилось. Конечно, сутулый молодой человек в ботинках и кэпке скажет мне, что я словоблуд и что Мусаси не пример – в современной драке один единственный удар мало что решает, надеяться на него глупо, а смотреть на кричащих прыгунов – соревновательных каратистов, так просто смешно. – Кия, кия! Тоже мне бойцы… Ссориться с любителем мобильников я не намерен, но довод относительно «кия-кия» готов прокомментировать. По моему мнению, «кия-кия» появляется там, где заканчивается суть. Для меня, уважаемые мной айкидисты, несколько лет подряд громко плюхающиеся на татами от легонького прикосновения партнера и утверждающие, что занимаются боевым искусством, кажутся не менее забавными, чем спортивные каратисты, с громким «кия» напрыгивающие боком друг на друга и наносящие «удары» по кимоно. Не буду спорить – наверняка и те и другие в случае реальной угрозы тут же мобилизуются и первые сделают на стокилограммовом бугае классическое Икке, а вторые свалят того же бугая с одного кизами и Киай. Если это, конечно, их цель. Так вот и с Киай происходит то же самое. Я хочу вспомнить телесную терапию, Райха и иже с ним – люди теряют спонтанность. Несчастные каратисты становятся натренированными зайчатами, которые прыгают и кричат. Но это действительно не Киай. Он не наделен эмоцией достаточной силы. Он не вызван смертельной угрозой. Он не направлен на цель – а если и направлен, то цель эта цель – кимоно. Партнер а не противник. Пустой образ. Теряется смысл Киай. Его суть. Ни о каком уничтожении противника и страхе смерти там не идет речь. Но обязательно ли уничтожение? Вспомним Уэсибу, чей Киай, по словам современников, был слышен на пол мили. Хотел ли он убить? Не думаю. Я думаю, что это тот уровень эмоционально – психического состояния, при котором эмоция превращается в чистый стимул. Агрессия [9] переходит в чистую активность, а сознание очищается мощным Киай.

Как? А в Айкидо есть Киай? Да ладно? Не может быть… Я как-то подменял одного из своих учителей по Айкидо на его детской тренировке. В принципе это было не в первый раз – считая себя старательным и ответственным учеником, уважающим своих учителей (а их у меня несколько) я эпизодически подменял их на разных детских тренировках - дети меня не знали, но пару раз видели. А знали они, что я всего лишь ученик их учителя. Ну, конечно, лет на восемь их старше – но все равно. Диковатые безбашенные подростки так и норовят проверить «на слабо» молодого «тренера», тем более он не обладает столь внушительными габаритами как их сэнсэй и, что еще больше усугубляет ситуацию – у него даже нету черного пояса. Какой уж тут авторитет. Я собственно и не ожидал хождения на цыпочках – ученик никогда не бывает столь авторитетен, сколь учитель  - он может либо взять подростков страхом, либо интересом. Видимо мой психолого-педагогический талант не возымел ожидаемого мною успеха… Одну такую тренировку я с треском провалил. Дети совершенно не контролировались мной – я совершенно ничего не мог поделать. Конечно, это в основном моя вина. Я шел с тренировки опустошенный и разбитый, ругаясь на своего учителя – мол он их не подготовил к моему приходу, я для них не интересен как учитель, я просто ученик – ко мне нет уважения как к приглашенному мастеру, не для того я четверть жизни занимаюсь, чтоб так провалиться, да при том где – у своего же учителя… Однако я извлек из этого много ценнейшего опыта. Я понял, что попытка приструнить детей с моей стороны была не искренней – они поняли, что я не тот, кем хочу казаться – я не такой строгий авторитарный волосатый дядька – я всего лишь непонятный «каратистнутый айкидист» который пытается их построить. Они меня и проучили. Я был не искренним. Мой Киай был не настоящим.

К чему это я? Кроме того, что я излил наболевшее, я еще и к тому, что детей, воспитанных в современной европейской манере и не подготовленных заранее, не стоит усаживать в сейдза в начале тренировки и говорить «Мокусо». Еще более забавно им слушать от какого-то белого пояса рассказ о том, что сейчас им надо будет сесть, расслабиться, закрыть глаза…все – дальше они уже не слышат. В них кипит активность – они хотят делать унсоку, маэ укеми и верхнюю страховку. Или руки выкручивать. Им не до внутренней работы. А если им дать Киай? Боже упаси! Если я приду в группу неподготовленных детей и буду учить их Киай – это вызовет только удивление и смех, как защитную реакцию. Учитель им все их айкидошное детство говорил – тихо! – Работаем молча! – Не переговариваться! – Додзе не для разговоров. Родители все время шикали на них. Учителя в школе без поднятой руки не давали даже открыть рта. Ведь это же и есть истинная дисциплина, не так ли? Это ведь «этикет боевых искусств»? Какая разница, что дети не могут ответить мне на банальные вопросы – скажи, а зачем в такой стоечке стоять? Ну и что, что это дети – подростки 11-12 лет? Зато они в ней умеют стоять. И они умеют падать и хлопать руками по полу. - А зачем вы хлопаете? Не многие ответят. Что за фигня – пришел тут какой-то непонятный дядя и начинает лезть с вопросами вместо того, чтоб говорить –ич, ни, сан… Какой нахрен Киай? Зачем? В Айкидо же вообще нету ударов! Ну ладно – есть чуть-чуть руками какие-то там призрачные атеми. Но ногами-то уж точно нету. Какой-нибудь отдельно взятый «Дан» тут же скажет мне – ты что тут ругаешься? Самый умный? Если я детей буду учить чему-попало, то какое же это будет Айкидо? А если я начну им по сто раз втирать про то, зачем так стоять, то у меня семилетки в стойку встанут тока к совершеннолетию… А разве плохо?! А разве лучше, чтоб они ничерта не могли кроме как делать унсоку и Икке на расслабленном партнере, который, кстати, даже и расслабиться – то не может по-нормальному – пресловутый райхианский панцирь сковывает каждое его движение. Да, я не любитель классических «чистых» стилей. Да, я требую к себе уважения окружающих. Да, наверное, я не в праве учить «мастеров» Айкидо тому, как им учить детей. Они сами загнали себя в рамки своего стиля и вынуждены следить за его чистотой, оттачивая каждое движение и, ругаясь на нерадивых учеников с повышенным самомнением, исправлять их ошибки, говоря, что этот мизинец должен быть оттопырен вовсе под другим углом…

Так все-таки. Есть ли в Айкидо Киай? Вдруг для кого-то это не очевидно. А, кстати, для меня это не очевидно, но лишь с той позиции, что у каждого мастера свое Айкидо и я убежден, что у немого мастера, Айкидо будет ничуть не хуже, чем у любителя Киай. Просто первый найдет еще тысячу и один способ обойтись без него. Для тех, кто прочел все вышеописанное и все равно  считает, что кроме того, что автор словоблуд и графоман, Акидо и Киай вещи несовместимые – для него привожу ссылку и цитату из статьи Стенли Пранина «Айкидо – боевое искусство» [10] .  «Изучая технику О-Сэнсея можно наблюдать, как им акцентируется внимание на атеми (упреждающих ударах) и киай (боевых выкриках) являющихся важнейшей составляющей техник айкидо. Даже в последние годы жизни, когда техника Основателя отличалась мягкостью и минимальным использованием физической силы, о чем свидетельствуют документальные фильмы, снятые в те годы, мы можем наблюдать выполнение О-Сэнсеем атеми и киай. Эти две составляющих атеми и киай, идут как бы рука об руку и являются очень важными инструментами для того, чтобы остановить или перенаправить агрессию атакующего и вывести его из равновесия. Даже если физически удар не принес существенного вреда противнику, правильный настрой на предупреждение и сбой атаки является жизненно важным психологическим компонентом айкидо.

Вместе с тем во множестве додзе сегодня пренебрежение к использованию атеми и киай начинается с самого учителя проводящего занятия и трактующего эти компоненты техники как нечто грубое и лежащее поодаль от "искусства гармонии". Это распространенное заблуждение служит причиной недостаточного понимания боевого применения айкидо - теории и практики Основателя».

Осталось ли еще что-то, достойное обсуждения? Насколько яснее стала картина? Для меня понимание феномена, инструмента и принципа Киай стало как минимум более четким. Киай могут быть приданы и другие смыслы - почему бы не рассмотреть Киай, скажем, конкретно в контексте технического действия. Или действительно, понять насколько все-таки громко и какую букву полезнее кричать. Можно так же изучить сопоставления вокализаций, используемых в телесной психотерапии и того Киай, который применяют адепты боевых искусств. Я готов утверждать, что это понятия неравнозначные. Киай способствует снятию напряжения и разрушению энергетических блоков и мышечных зажимов. Но этим не исчерпывается. Формализация этого древнего принципа Киай, равно как и бездумное применение инструмента воздействия на противника и партнера способно привести к полному выхолащиванию знания, превращению его в засушенную бабочку между листов гербария, которая уже никогда никуда не долетит.

 Изложенное в этой статье мнение не претендует на звание истины, является выражением чувств и опыта. Это взгляд человека, "не достигшего черного пояса". Надеюсь, что этот взгляд будет бесконечно расширяться и никогда не достигнет "взгляда черного пояса".



[1] Смыслы, которые автор вкладывает в данные термины можно найти в «Длинной злобной ругательной статье».

[5] Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония // Боевые искусства Японии//06.09.2007

[9] В данном случае агрессию стоит понимать как проявление активности организма. Подробнее об этом феномене в понимании автора можно прочесть здесь  http://budolife.narod.ru/Eg_Em.htm

Категория: Боевые искусства | Добавил: макс (23.03.2010)
Просмотров: 693 | Теги: боевые искусства, Крик, Самооборона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0