Среда
12.12.2018
03:11
Форма входа
Архив записей
Статьи по психологии [7]
Статьи, написанные мной по психологической и сходной тематике.
Боевые искусства [6]
Я изучаю боевые искусства, системы самообороны и саморазвития. Здесь будут выкладываться мои статьи по данной теме.
Статьи друзей [2]
Статьи по различным темам, написанные моими коллегами и друзьями.
Категории раздела

Психологическая консультация

Каталог статей

Главная » Статьи » Боевые искусства

необходимая однобокость?

Итак, мой исходный тезис таков: для приобретения прикладных тактико-технических навыков в боевых искусствах, они должны нарабатываться односторонне. То есть в одной стойке и с четким разделением операций, производимых телом. Наиболее отчетливо это заметно на примере ударных стилей в спортивных единоборствах и самообороне. Самый очевидный пример того, о чем я говорю – бокс. Там используется очень четкая односторонняя база - стойка остается практически неизменной на протяжении боя (для левши, как правило, левая нога спереди) – левая и правая рука имеют разные функции. За счет этого достигается максимально устойчивый автоматизм. «Роли» всех сегментов тела расписаны и максимально ограничены по сути тремя-четырьмя базовыми алгоритмами движения или «паттернами». Особенно это важно для начинающего спортсмена. Ему и так непросто произвольно контролировать массу новых положений, перемещений и движений. Даже принять правильную стойку новичку непросто. Естественно, с опытом, любой профессионал, так или иначе, стремится к гармонии – даже боксеры, которых с первых тренировок учат не менять стойку, вполне могут себе это позволить при необходимости. Пример тому - великий Рой Джонс. Хотя не менее великий Костя Цзю, как правило, использовал одну и ту же стойку и в поздних боях вообще использовал очень простой тактический рисунок – левая подготавливала пространство для правого прямого. Во всяком случае, мне так видится.
В современных школах самообороны так же используется такая методика обучения – ведь там крайне важным становится временной фактор – человека нужно подготовить за пару месяцев, а потому ему необходимо дать максимально простые и лаконичные технические решения и пару-тройку тактических вариантов их приложения. Разумность такого подхода не вызывает сомнения.
В противовес этому в восточных единоборствах очень часто присутствует мнение о необходимости гармоничного развития. Айкидо тому наглядный пример. У занимающихся, как правило, есть убеждение, продиктованное наставниками – нужно стремиться к гармонии во всем, а значит и тело должно быть гармонично развито. А потому и стойки и перемещения и техники с самых первых дней тренировок отрабатываются «двусторонне» - на правую и левую стороны. Насколько мне известно, это не наше ноу-хау а скорее традиционная модель обучения для традиционных восточных единоборств. Собственно, сам я обучался именно так.
И, в общем-то, идея светлая – действительно телесно это должно быть вполне полезно и правильно. Ведь если мы посмотрим, к примеру, на теннисистов, мы нередко можем видеть «накаченную» правую и «обычную» левую руку. Более развитая правая половина тела может начать как бы перетягивать на себя левую – скажем, напряженная правая лопатка будет приподниматься, левая опускаться – возможно искривление позвоночника или как минимум боли в спине. Естественно, это всего лишь возможный неприятный прогноз последствий неравномерно развитого тела. В частности, этот довод приводился лично мне одним из моих учителей. Он считал излишним при прямом ударе прикрывать челюсть плечом без необходимости, так как это, по его мнению, закрепощает плечевой пояс и открывает зону лимфатических узлов подмышкой. Еще он считал необходимым отрабатывать удары как с правой так и с левой стороны со сменой стоек. Аргумент – ведь неизвестно, где окажется противник – нужно уметь ударить из любого положения. К его чести, он говорил об этом применительно к одному отрабатываемому до автоматизма удару.
Однако такая позиция относительно гармоничного развития таит в себе подводные камни. Один из таких самых очевидных булыжников это скорость усвоения предлагаемых знаний новичком. Мы знаем, что кроме памяти психической, сознательной, есть еще и память моторная – память тела. Так вот, постоянно переключая новичка с одной стороны на другую мы, возможно, и тренируем межполушарное взаимодействие на нейронном уровне и, несомненно, позволяем потоку Ци равномерно распределяться по всему организму… но тем самым мы усложняем и продлеваем процесс запоминания моторной памятью ровно в такое же количество раз, которое мы тратим на смену и отработку техник с другой стороны. Пример – излюбленное в Айкидо Айкикай Икке или в Томики рю Оши таоши. Новичку необходимо сделать массу движений, из которых состоит техника – поставить ногу, двинуть руку, перенести вес и т.д. Они ведь еще не стали для него целостным действием «Икке». Они пока что – набор действий, состоящий из массы двигательных операций, которые пока что контролируются сознанием по отдельности. Что мы делаем, когда просим новичка поменять руку? Мы умножаем (даже не складываем) количество этих операций, так как ему приходится еще и «забыть» предыдущие. Не отсюда ли появляется идея о необходимости потратить годы на усвоение техник Айкидо перед тем, как мы сможем их применить где-либо?
Этот принцип тренировки присутствует и в стойках и в перемещениях. В Томики рю, система обучения все же довольно четкая – есть комплекс перемещений Унсоку – и именно он делается сначала с одной ноги и тут же с другой. С одной стороны это правильно – мы же в Айкидо учимся двигаться свободно, и в техниках требуются перемещения в разные стороны и с разных ног. Но с другой…
Почему в беге, в спринте, в прыжках есть термин «толчковая нога»? Думаю, потому что так уж получилось, что одному удобнее толкнуться правой, а другому, судя по всему, левой. То есть одна нога, а точнее группа мышц в одной из ног могут работать эффективнее для выполнения данного задания. Почему в боксе правшу обычно учат изначально нарабатывать левостороннюю стойку (левая впереди)? Ясное дело – с правой стороны правша ударит сильнее. Левая рука, находясь спереди, становится скоростной, держит дистанцию и т.д – масса функций. Но она всегда спереди – она подготавливает почву для правой. И нужно быть Роем Джонсом, чтобы в процессе боя менять стойки по желанию и при этом сохранять боевую эффективность. Есть и другой пример –боксер Родни Кинг, автор своей системы самообороны, левша, работающий в левосторонней стойке. Но только в ней. И, кстати, нокдауны в спаррингах он делает своей коронкой – ударом с ведущей (у него левой) и по совместительству передней руки по печени.
С борьбой, как мне видится немного сложнее. Бросок это достаточно большое количество совмещенных двигательных операций и часто необходимо бросить именно туда, где у соперника точка неравновесия. Собственно, в Томики рю именно так делать и нужно, так как мы не желаем противодействовать силе. В Классическом Айкидо, скорее нужно позволить партнеру упасть туда, где ему плохо стоится. Но речь не об этом.
Нам действительно часто важна двусторонность техники. Однако так как техника выполняется типовая (прием), то на соревнованиях она, как правило, тоже выполняется определенным образом – из наиболее удобной позиции. То есть выполняются те же самые «наработки». А вот с наработками дело обстоит ровно так же, как и с ударами в боксе – наработка почти всегда односторонняя. «Коронка» же, по моему убеждению, односторонняя всегда.
У адептов восточных единоборств есть желание, чтобы их техника работала. Я в этом уверен и это логично. Среди большинства, даже если они не признаются в этом другим и себе, есть желание, чтобы их техника сработала «если что». Выражаясь конкретнее, каждый адепт восточных единоборств хочет или считает возможным при необходимости защитить себя и близких, используя приобретенные знания. Ну и все, что под руку попадет. Адепты Томики рю хотят применить (и успешно применяют) свои наработки на соревнованиях по Томики рю. Встает вопрос – если при существующем подходе в обучении (переключение с одной стороны на другую) на соревнованиях все равно применяются изученные техники – стоит ли поднимать вопрос о необходимой однобокости?
Стоит. Дело в том, что уровень стресса на соревнованиях по Томики Айкидо безусловно есть. И для мальчика или девочки, воспитанных в мягкой любящей и неагрессивной среде это превосходный способ повзаимодействовать с изменяющейся агрессивно-дружелюбной реальностью и взглянуть в лицо своим страхам в «тепличных условиях». Для более опытных людей уровень стресса значительно ниже кроме редких случаев встреч с очень сильным или слабо вменяемым оппонентом. Тем не менее, в силу жесткости правил, ситуация в целом оказывается достаточно комфортной. Уровень стресса приемлемый. Когда тот же адепт оказывается в условиях среды, которая не только крайне агрессивна именно к нему, но и абсолютно непривычна и постоянно меняется – уровень стресса зашкаливает и в таком состоянии психический аппарат начинает работать достаточно непредсказуемо. Можно правда, с достаточной точностью предсказать факт, проверенный многими и многими людьми – рассудочная деятельность в условиях стресса затормаживается. Человек начинает реагировать двумя типами реакции – аверсивная и аверзивная. Бегство или нападение. Активность или пассивность. Ну и касаемо ситуации применения полученных навыков – в ситуации острого стресса будут работать только самые простые и лаконичные решения, отработанные до моторного автоматизма и осуществляемые без или при незначительном участии сознания.
Многие смеются над боксерами – они мол недалекие, по голове получают все время. Я не боксер, не знаю. Но давайте пофантазируем – что сделает глупый боксер если его разбудить ночью в темном зале с кучей чудишь? Ну может еще надо ему будет сказать «бой». В общем, он встанет в стойку и проведет двойку по первому подвернувшемуся чудищу – а он же глупый – у него и вариантов особо других нет. Что сделает адепт вменяемых курсов самообороны в схожей ситуации? Если не испугается – то тоже самое плюс лоу кик. Ну может быть менее технично. Дело в том, что у них обоих существуют простейшие боевые рефлексы, которые запускаются внешним стимулом практически автономно и работают вне прямой зависимости от условий среды. Поясню – когда человеку на голову неожиданно прилетает снег с крыши или, что приятнее, падает рядом – человек делает абсолютно автономную рефлекторную реакцию «сжатия» - он втягивает голову и приподнимает плечи. А еще напрягает икры – чтоб бежать. В принципе то же самое он должен делать при падении назад – как раз то, чему учат в Айкидо при задней страховке. Если над этим природным рефлексом «сжатия» немного потрудиться, то мы получим такие замечательные вещи как прикрытие плечом подбородка при прилетающем незаметном ударе и подставка лба в той же ситуации вместо откидывания головы назад.
Все эти примеры я привел в доказательство главной идет этого текста – при непривычной ситуации с высоким уровнем стресса сложные двигательные паттерны не будут реализовываться телом. Реализуются только простые решения, наработанные до автоматизма. Мысль не новая и не моя. О том же говорит Родни Кинг в своей системе самообороны. Ему вторят многие инструктора самооборонских клубов. Если углубляться в эту тему, можно и нужно прийти к пониманию того, что эти самые двигательные паттерны должны основываться на вышеуказанных природных защитных реакциях организма; того что отрабатывать навыки нужно в условиях приемлемого стресса, повышая его постепенно; о том что наработка должна происходить в постоянно меняющихся условиях среды и оставаться однобокой – максимально простой и записанной в моторный автоматизм.
В интернете есть очень известное видео о дружеской встрече боксеров и каратистов многолетней давности. Там каратисты впечатляюще огребают от боксеров и в завершение тренер боксеров изрекает крылатую фразу «бокс, ребята, это не балет». Это видео достойно глубокого анализа и там масса нюансов, которые влияли или скорее всего повлияли на исход спаррингов. Но если обратить внимание на стойки и перемещения, то это видео окажется в поддержку моих мыслей. Боксеры (по понятным причинам) не машут ногами, не делают блоки аге-состо-и-еще-какой-нить уке – они планомерно поддавливают каратистов, практически не уклоняясь, подставляя перчатки и проводят самые простейшие технические действия. Дело в том, что для них, в общем-то, не принципиальны действия оппонента – им главное на расстояние вытянутой руки подойти. Они играют по свои правилам, а игра у них максимально проста. В то же время в Каратэ, как в традиционном восточном единоборстве вполне основательно живет принцип двусторонней тренировки и свободной работы любой рукой-ногой. В еще одном занимательном видео, снималась встреча какого-то стиля Ушу и Каратэ Кекусинкай. Впечатление от просмотра примерно такое же – но теперь огребали адепты неизвестной школы Ушу. Они демонстрировали нечто напоминающее «пьяный стиль» - меняли стойки, позиции, руки, наносили страшные хитроумные удары… а Каратисты тихонько челночили в привычной для себя стойке и аккуратненько обозначали ногами, вынося «пьяниц».
Кто среди адептов Айкидо хоть раз пытался поделать техники в контактном спарринге, тот наверняка встречал ряд трудностей, ощущение стресса и дискомфорта. Я склонен считать, что добрая половина этого дискомфорта заключена в отсутствии тех самых автоматизмов и очень высокой степени зависимости защитных действий от непредсказуемой и непривычной атаки противника. В то же время многократно был свидетелем и участником проведения «коронок» на соревнованиях по Томики Айкидо, где у соревнующихся есть все возможности менять стойки, руки и так далее. Понятно, что прием работает как нечто целое и там руки и корпус должны работать слитно – все равно это определенная позиция и напряжение определенных мышечных групп, которые стали «коронкой» именно потому, что перешли в моторный автоматизм.
Итого, я склоняюсь к мысли, что если целью ставить в первую очередь применение изучаемого материала, то нарабатываться он должен «траекторно», однобоко и в минимальной зависимости от действий противника. На первый взгляд это несколько противоречит даже концепции Томики Айкидо, которое, в противовес Айкикай, вполне охотно работает с сопротивлением и вообще с силой как таковой. Но это не совсем так. Думаю, адепты Томики рю согласятся со мной – опыт соревнований позволяет выявить некоторую статистику «применимости» 17 базовых техник. И некоторые из них встречаются чаще, чем другие. Считаю, что причина тому, в основном, та же – некоторые из них, хоть, возможно, и не позволяют гипотетически столь серьезно травмировать противника, сколь другие, - но являются более простым техническим решением, и потому эффективны. И уже на высоком уровне мастерства, адепты восточных единоборств оказываются в состоянии действительно гармонично работать в любой стойке, в изменяющихся ситуациях или вообще без стойки и техники – реализуя интуитивный принцип. Во всяком случае, так должно быть в теории и это, несомненно, происходит при спарринге мастера и новичка. Хотя о каком стрессе здесь можно говорить…
В восточных единоборствах, как правило, существует раздел ката и раздел рандори с теми или иными вариациями, правилами и степенью контакта. Я склоняюсь к мысли, что именно в разделе ката и стоит уделять внимание гармоничному развитию тела – там выполняются комплексы движений той или иной степени осмысленности и в большинстве случаев со сменой стоек и рук. В разделе рандори же следует нарабатывать лаконичные техники из одной наиболее удобной стойки либо с минимальной зависимостью относительно действий партнера либо как ответ на наиболее частый вид атаки. Ну и естественно, их наработка должна производиться в условиях, поэтапно приближающихся к ситуации применения. Что касается использования технического арсенала боевого искусства как части системы самообороны – здесь, я думаю, все должно быть еще проще. Максимально просто. А как именно – каждый решит сам.
Категория: Боевые искусства | Добавил: макс (11.01.2011)
Просмотров: 595 | Теги: Айкидо, спорт, Методика тренировок, Самооборона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: